Функциональная грамотность − способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач.
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Естественно-научная грамотность
Академия Минпросвещения России (Федеральный портал)
Единое содержание общего образования
Федеральный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Федеральный институт оценки качества образования
Все международные исследования
Яндекс. Учебник Марафон по функциональной грамотности
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)
Тест «Цифровые компетенции педагога»
Методические материалы по функциональной грамотности
Центр оценки качества образования ИСРО РАО
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
Московский центр качества образования
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
Функциональная грамотность на уроках химии
Функциональная грамотность на уроках математики в начальной школе
Функциональная грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе
Функциональная грамотность на уроках алгебры
Формирование функциональной грамотности на современном уроке английского языка
Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Приёмы формирования видов функциональной грамотности на уроках истории, обществознания и права
Решаем задачи по функциональной грамотности: методика работы на уроках русского языка